Кто такой редактор?
Литературный редактор — специалист, который дает критическую оценку произведения, помогает автору книги устранить ошибки в рукописи, выпустить качественную книгу. С латинского redactus — «приведенный в порядок». Так и есть, специалист приводит в порядок текст, помогает сделать из рукописи настоящее произведение и увлекательную книгу.
Что делает с текстом редактор?
Мы узнали, кто такой редактор. Самое время разобраться с тем, что он делает:
- Проверяет структуру и логику текста, прорабатывает спорные моменты.
- Находит фактические ошибки, которые точно заметит вдумчивый читатель.
- Правит речевые ошибки, делает речь грамотной, а чтение — приятным.
- Добавляет произведению ярких красок — это могут быть диалоги и пейзажи, неизбитые метафоры и нестандартные характеры.
- Приближает текст к совершенству, делает его по-настоящему сильным, не жертвуя при этом авторским стилем.
Настоящий редактор ни в коем случае не сделает хуже! Без согласования с писателем не будет менять текст до неузнаваемости или переиначивать его смысл. Редактор помнит, что автор рукописи — его заказчик. Это обязательно остается очевидным после всех внесенных правок.
Как редакция помогла улучшить текст классикам?
Тот, кто думает, кто классики и гении никогда не редактировали свои тексты, очень глубоко ошибается! Приведем всем знакомые примеры:
- Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий», известное со школы произведение, имеет две редакции. И вторая явно богаче и по сюжету, и по стилю, и по сценическим изображениям ситуаций.
- Михаил Салтыков-Щедрин. Правил произведения подающих надежды новичков настолько нещадно, что ими просто зачитывались любители толстых литературных журналов! Благодаря такому тонкому «хирургическому вмешательству» «Отечественные записки» читают до сих пор!
- Уильям Сомерсет Моэм. Упорно считал себя «писателем второго эшелона». Однако после редактуры Эдди Марша его произведения «Луна и грош», «Театр», «Бремя страстей человеческих» стали изучать в школах и университетах.
- Николай Островский. Писатель был новичком, когда создавал роман «Как закалялась сталь». После редакции и обработки Анны Караваевой книга вошла в советские школьные программы.
10 причин, почему редактор, а не «я сам»
При должном образовании и опыте писатель может вносить редакторские правки в свое произведение самостоятельно. Теоретически. Но есть 10 «против» такого подхода:
- Вы «родили» свое произведение и привязаны к нему как к ребенку. Вам физически больно его править, менять — вы не видите объективных недостатков рукописи. Редактор же подходит к делу беспристрастно и без лишних сантиментов.
- Писатель со скрипом идет на сокращение собственного текста — он же его создал, вымучил! А значит, оставляет затянутые диалоги, ненужные описания и скучные подробности.
- Вычитка рукописи — задание очень и очень утомительное. Писатель — это творец. Для редактуры требуется другой склад ума, другой тип усидчивости.
- Порой авторам сложно найти для содержания подходящую форму. Опытный литературный редактор поможет с этим.
- Многие вещи кажутся вам очевидными, в то время как читателям — нет. Навряд ли кому-то понравится книга, каждое слово из которой приходится гуглить. Редактор же заменит специфичные термины на общепонятные, объяснит сложное простыми словами.
- Ни у кого нет идеального стиля. Это понимает с опытом каждый писатель. Редактор бережно укажет на стилистические ошибки, чтобы вам не повторять их впредь.
- Очень часто писателя не хватает на проработку персонажей второй, а тем более третьей очереди. Редактор поможет усилить, проработать характеры таких героев.
- Обсуждение своего произведения с профессионалом, единомышленником всегда приносит свежие, нетривиальные, а то и революционные идеи.
- Автору, особенно если произведение первое, очень важно почувствовать, что он не один. И лучше всего здесь опереться на крепкое редакторское плечо.
- Без профессиональной редактуры писатель не увидит, как его хороший текст может стать идеальным — и лишает себя любви и признания тысяч читателей.
5 писателей, которым необходим редактор
Каким же авторам в первую очередь советуют помощь редактора?
- Писатель хочет исключить из своего произведения обидные композиционные, логические и сюжетные огрехи, фактические ошибки.
- Автор замечает, что пока не выработал собственный стиль, не уверен, что справился с проработкой тонкостей сюжета и выстраиванием диалогов.
- Писатель, который хочет учиться в процессе, на своем первом дебюте, — так, чтобы в итоге вышла хорошая книга, а не проба пера.
- Автор, желающий совершенствоваться в писательском мастерстве — получить живые уроки от профессионального редактора, выстроенные на его собственных (писателя) текстах.
- Писатель желает получить честный отзыв о своем произведении с указанием всех ошибок и недочетов от профессионала своего дела — редактора.
В «Супер Издательстве» писатели всегда довольны редактурой, потому что наш редактор работает с каждым текстом индивидуально, улавливая авторский стиль и логику повествования. Что немаловажно, каждый этап работы согласуется с автором.
Почему стоит заказать редактуру текста именно в нашем издательстве?
- Заказ выполняют дипломированные филологи.
- Для нас характерно наличие постоянного штата сотрудников, в числе которых дипломированные лингвисты.
- Наши специалисты знают, что такое коммерческая тайна, поэтому мы предоставляем гарантию конфиденциальности.
Наши редакторы имеют большой опыт работы и специализацию в различных жанрах. Мы поможем подобрать специалиста именно под ваш текст.
Что именно правит редактор: основные виды редакторских правок
Классически выделяют четыре разновидности редактуры:
- Стилистическая правка. Сделает ваше произведение бриллиантом среди тысяч однообразных книг, написанных будто бы одним человеком. Избавит текст от ненужных повторов, канцелярита, лексического беспорядка. Придаст ритм и сгладит неровности в темпе повествования.
- Композиционная правка. Частичная, а в отдельных случаях полная перестройка структуры произведения. Где-то требуется изменить порядок глав, а где-то — дописать пропущенные элементы композиции.
- Сюжетная правка. Первым делом устраняются логические ошибки — ложные суждения, некорректная аргументация. Затем тщательно проверяются фактические ошибки — исторические события, понятия, года, цифры, имена, фамилии, названия улиц, марки автомобилей.
- Правка характеров. Говоря точнее, проработка и переработка характеров героев — задача, посильная только для редактора-профессионала. Ее главная цель состоит в перерождении картонного персонажа в героя с «выпуклым характером».
Справка! Иногда отдельно выделяют правку диалогов. Нередко все персонажи книги говорят тем же языком, что и их создатель — автор. Редактор делает диалоги разнообразнее, богаче, лаконичнее, содержательнее.
Особняком будет стоять литературная обработка. Фактически это не стилистическая правка, а практически полное переписывание исходного текста. Это перекройка рукописи, когда от оригинала остается незначительный процент. О необходимости литобработки писатель и редактор договариваются вместе, так как она может изменить текст до полной неузнаваемости.
Что будет после редакторских правок?
Редакторская работа способна изменить многое:
- Исправит стилистические, композиционные и сюжетные ошибки, которые заставляют читателя морщиться.
- Научит и объяснит начинающему писателю, почему стоит писать так, а не иначе.
- Сэкономит годы на набивании собственных шишек — учиться на чужом опыте быстрее и эффективнее.
- Сделает рукопись книгой, научит писать не черновики, а законченные произведения.
- Поможет быстрее добиться признания читателей.
В заключение скажем, что написать и отредактировать текст — две разные задачи. Автор не может заменить редактора, ровно как и наоборот. Самые лучшие произведения рождаются только в творческом тандеме!