Зачем автору редактор: как специалист помогает улучшить текст и упростить жизнь писателю
Кто такой редактор?
Литературный редактор — специалист, который дает критическую оценку произведения, помогает автору книги устранить ошибки в рукописи, выпустить качественную книгу. С латинского redactus — «приведенный в порядок». Так и есть, специалист приводит в порядок текст, помогает сделать из рукописи настоящее произведение и увлекательную книгу.
Что делает с текстом редактор?
Мы узнали, кто такой редактор. Самое время разобраться с тем, что он делает:
Проверяет структуру и логику текста, прорабатывает спорные моменты.
Находит фактические ошибки, которые точно заметит вдумчивый читатель.
Правит речевые ошибки, делает речь грамотной, а чтение — приятным.
Добавляет произведению ярких красок — это могут быть диалоги и пейзажи, неизбитые метафоры и нестандартные характеры.
Приближает текст к совершенству, делает его по-настоящему сильным, не жертвуя при этом авторским стилем.
Настоящий редактор ни в коем случае не сделает хуже! Без согласования с писателем не будет менять текст до неузнаваемости или переиначивать его смысл. Редактор помнит, что автор рукописи — его заказчик. Это обязательно остается очевидным после всех внесенных правок.
Как редакция помогла улучшить текст классикам?
Тот, кто думает, кто классики и гении никогда не редактировали свои тексты, очень глубоко ошибается! Приведем всем знакомые примеры:
Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий», известное со школы произведение, имеет две редакции. И вторая явно богаче и по сюжету, и по стилю, и по сценическим изображениям ситуаций.
Михаил Салтыков-Щедрин. Правил произведения подающих надежды новичков настолько нещадно, что ими просто зачитывались любители толстых литературных журналов! Благодаря такому тонкому «хирургическому вмешательству» «Отечественные записки» читают до сих пор!
Уильям Сомерсет Моэм. Упорно считал себя «писателем второго эшелона». Однако после редактуры Эдди Марша его произведения «Луна и грош», «Театр», «Бремя страстей человеческих» стали изучать в школах и университетах.
Николай Островский. Писатель был новичком, когда создавал роман «Как закалялась сталь». После редакции и обработки Анны Караваевой книга вошла в советские школьные программы.
10 причин, почему редактор, а не «я сам»
При должном образовании и опыте писатель может вносить редакторские правки в свое произведение самостоятельно. Теоретически. Но есть 10 «против» такого подхода:
Вы «родили» свое произведение и привязаны к нему как к ребенку. Вам физически больно его править, менять — вы не видите объективных недостатков рукописи. Редактор же подходит к делу беспристрастно и без лишних сантиментов.
Писатель со скрипом идет на сокращение собственного текста — он же его создал, вымучил! А значит, оставляет затянутые диалоги, ненужные описания и скучные подробности.
Вычитка рукописи — задание очень и очень утомительное. Писатель — это творец. Для редактуры требуется другой склад ума, другой тип усидчивости.
Порой авторам сложно найти для содержания подходящую форму. Опытный литературный редактор поможет с этим.
Многие вещи кажутся вам очевидными, в то время как читателям — нет. Навряд ли кому-то понравится книга, каждое слово из которой приходится гуглить. Редактор же заменит специфичные термины на общепонятные, объяснит сложное простыми словами.
Ни у кого нет идеального стиля. Это понимает с опытом каждый писатель. Редактор бережно укажет на стилистические ошибки, чтобы вам не повторять их впредь.
Очень часто писателя не хватает на проработку персонажей второй, а тем более третьей очереди. Редактор поможет усилить, проработать характеры таких героев.
Обсуждение своего произведения с профессионалом, единомышленником всегда приносит свежие, нетривиальные, а то и революционные идеи.
Автору, особенно если произведение первое, очень важно почувствовать, что он не один. И лучше всего здесь опереться на крепкое редакторское плечо.
Без профессиональной редактуры писатель не увидит, как его хороший текст может стать идеальным — и лишает себя любви и признания тысяч читателей.
5 писателей, которым необходим редактор
Каким же авторам в первую очередь советуют помощь редактора?
Писатель хочет исключить из своего произведения обидные композиционные, логические и сюжетные огрехи, фактические ошибки.
Автор замечает, что пока не выработал собственный стиль, не уверен, что справился с проработкой тонкостей сюжета и выстраиванием диалогов.
Писатель, который хочет учиться в процессе, на своем первом дебюте, — так, чтобы в итоге вышла хорошая книга, а не проба пера.
Автор, желающий совершенствоваться в писательском мастерстве — получить живые уроки от профессионального редактора, выстроенные на его собственных (писателя) текстах.
Писатель желает получить честный отзыв о своем произведении с указанием всех ошибок и недочетов от профессионала своего дела — редактора.
В «Супер Издательстве» писатели всегда довольны редактурой, потому что наш редактор работает с каждым текстом индивидуально, улавливая авторский стиль и логику повествования. Что немаловажно, каждый этап работы согласуется с автором.
Почему стоит заказать редактуру текста именно в нашем издательстве?
Заказ выполняют дипломированные филологи.
Для нас характерно наличие постоянного штата сотрудников, в числе которых дипломированные лингвисты.
Наши специалисты знают, что такое коммерческая тайна, поэтому мы предоставляем гарантию конфиденциальности.
Наши редакторы имеют большой опыт работы и специализацию в различных жанрах. Мы поможем подобрать специалиста именно под ваш текст.
Что именно правит редактор: основные виды редакторских правок
Классически выделяют четыре разновидности редактуры:
Стилистическая правка. Сделает ваше произведение бриллиантом среди тысяч однообразных книг, написанных будто бы одним человеком. Избавит текст от ненужных повторов, канцелярита, лексического беспорядка. Придаст ритм и сгладит неровности в темпе повествования.
Композиционная правка. Частичная, а в отдельных случаях полная перестройка структуры произведения. Где-то требуется изменить порядок глав, а где-то — дописать пропущенные элементы композиции.
Сюжетная правка. Первым делом устраняются логические ошибки — ложные суждения, некорректная аргументация. Затем тщательно проверяются фактические ошибки — исторические события, понятия, года, цифры, имена, фамилии, названия улиц, марки автомобилей.
Правка характеров. Говоря точнее, проработка и переработка характеров героев — задача, посильная только для редактора-профессионала. Ее главная цель состоит в перерождении картонного персонажа в героя с «выпуклым характером».
Справка! Иногда отдельно выделяют правку диалогов. Нередко все персонажи книги говорят тем же языком, что и их создатель — автор. Редактор делает диалоги разнообразнее, богаче, лаконичнее, содержательнее.
Особняком будет стоять литературная обработка. Фактически это не стилистическая правка, а практически полное переписывание исходного текста. Это перекройка рукописи, когда от оригинала остается незначительный процент. О необходимости литобработки писатель и редактор договариваются вместе, так как она может изменить текст до полной неузнаваемости.
Что будет после редакторских правок?
Редакторская работа способна изменить многое:
Исправит стилистические, композиционные и сюжетные ошибки, которые заставляют читателя морщиться.
Научит и объяснит начинающему писателю, почему стоит писать так, а не иначе.
Сэкономит годы на набивании собственных шишек — учиться на чужом опыте быстрее и эффективнее.
Сделает рукопись книгой, научит писать не черновики, а законченные произведения.
Поможет быстрее добиться признания читателей.
В заключение скажем, что написать и отредактировать текст — две разные задачи. Автор не может заменить редактора, ровно как и наоборот. Самые лучшие произведения рождаются только в творческом тандеме!